Picnews
1 февраля 2013

Последний полет «Колумбии»

Последний полёт «Колумбии», STS-107, состоялся с 16 января по 1 февраля 2003 года. В миссии STS-107 полезной нагрузкой шаттла служил сдвоенный исследовательский модуль SPACEHAB. Также проводились эксперимент Freestar и Extended Duration Orbiter.

Экипаж корабля: командир Рик Хасбэнд, пилот Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла летела в космос второй раз, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения.

Старт произведен 16 января 2003 года, с стартовой площадки 39-A Космического центра Кеннеди во Флориде.

Предположительно, при старте корабля, от теплоизоляции кислородного бака оторвался кусок и с огромной скоростью врезался в теплозащитный слой на левой плоскости крыла челнока, что привело к его частичному разрушению.

Этот удар на видео:

В ЦУПе не придали значения куску пены, отвалившемуся от кислородного бака во время старта, а повреждение теплоизоляции крыла челнока вообще не было замечено.

Экипаж во время полета выполнял поставленные научно-исследовательские задачи.

Астранавты Калпана Чавла (спереди) и Лорел Кларк работают в модуле SPACEHUB.

Туннель соединяющий модуль SPACEHUB с коммандным отсеком шаттла. В модуле SPACEHUB работает бортинженер Майкл Андерсон.

Трое астронавтов в специальных кроватях перед сном. Слева направо: Лорел Кларк, командир Рик Хасбэнд и Калпана Чавла.

Перед посадкой экипаж снимал видео, на нем видны астронавты, которые занимаются обычными приготовлениями к посадке, они одевают перчатки, разговаривают, шутят. За окном видны вспышки плазмы (это нормальное явление при входе в атмосферу).

Видео длиться чуть больше 13 минут и заканчивается приблизительно за 4 минуты до начала распада шаттла.

Пройдя воздушное пространство Калифорнии, «Колумбия» летит над Невадой. В этот момент наблюдатели отмечают яркую вспышку. В последующие 4 минуты это явление будет отмечено еще 18 раз.

Колумбия примерно в 8:57. Уже началось отделение обломков от левой плоскости крыла.

Любительская видеосъёмка, сделанная наземными наблюдателями, показывает, что в корабль разваливается на части. Хотя пропадание сигнала явилось причиной некоторой озабоченности в Центре управления полётом, там не было замечено никаких признаков серьёзных проблем.

В зал управления по телефону поступает информация, что один из телеканалов в Хьюстоне демонстрирует в прямом эфире кадры разрушения корабля. Лерой Кейн (руководитель посадочной смены ЦУПа) объявляет тревогу (угроза потери корабля) и направляет спасательные команды в район падения обломков. Для сотрудников посадочной смены начинается аварийная процедура — Кейн передал наземному оператору команду «запереть двери», что является кодовой фразой, указывающей на наступление нештатной ситуации. При этом никому не разрешается покидать или входить в помещение пультовой, и операторы обязаны сохранить всю имеющуюся информацию для последующего расследования.

Обломки «Колумбии» (отмечены красным, оранжевым и жёлтым цветом), обнаруженные радаром National Weather Service над Техасом и Луизианой.

Одна из частей маршевого двигателя шаттла Колумбия была найдена на территории Форт-Полк, штат Луизиана. 800-фунтовый блок был одним из самых восточных обломков Колумбии.

В течение нескольких месяцев после трагедии велись поиски и сбор обломков корабля, а учёные НАСА искали причины катастрофы. Они пришли к выводу, что к ней привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы, также называемые плазмой в некоторых источниках, проникли внутрь, что привело к перегреву пневматики колеса шасси, его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.

Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System, MADS), установленной только на «Колумбии», как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для записи показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было важно в первых испытательных полётах. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, почти чудом уцелел, выполнив роль «чёрного ящика».

Найденные обломки корабля сейчас хранятся в Космическом центре имени Кеннеди.

comments powered by Disqus
Рейтинг@Mail.ru